Предыдущие ораторы все правильно ответилиОн определяет содержание (относительное) кислорода в выхлопе
Но на вопрос - тогда почему она на выпускном тракте? - еще более интересен.
- обогащение смеси (небольшое) добавит мощьности, но экология при этом пострадает.
- существует стехиометрический состав (соотножение топлива к кислороду) при котором топливо сгорает максимально полно (в идеальных условиях) и несет наименьший вред окружающей среде - и исходя из него можно дозировать топливо зная только объем кислорода поступающий в двигатель (датчики на впуске помогут).
- идеальных условий недостичь очень трудно - проблемы с зажиганием, и состоянием поршневой все портят. Поэтому лямбда корректирует изначально выбранное мозгом количество топлива определенное по кислороду.
- каталитический нейтролизатор для своей эффективной работы требует чтобы смесь была чуть-чуть переобагащена - за этим следит мозг по показаниям лямбды.
PS
Ну а на современных авто лямбд вообще несколько. 1 перед кат-ом 1 после - по ним мозг может откорректировать сместь так чтобы после ката выхлоп была максимально экологичным. Соответственно вырезание кат-а на таких машинах - целая эпопея, но к нашим старушкам этп эпопея относится мало...